психолог-психоаналітик, сексолог

Как помочь детям справиться со стрессом во время войны

Неважно, реальные или вымышленные страхи беспокоят вашего ребенка, – в любом случае в такой момент он особенно нуждается в общении, понимании и помощи со стороны взрослых. Как лучше поддержать ребенка, чтобы он вновь обрел спокойствие и равновесие, как помочь ему приобрести опыт и знания для преодоления стресса?

На фоне текущих событий у ребенка могут появиться следующие проблемы:
* страх повторения события
* разрушение иллюзии справедливости мира
* ощущение беспомощности
* страх собственных неконтролируемых эмоций
* чувство вины
* у малыша может зафиксироваться в памяти картина события. Он будет снова и снова представлять самые страшные моменты происшедшего (например, изуродованных, раненых людей или напавшего на него человека).
Дети, которые пережили психотравмирующее событие, часто не видят жизненной перспективы, теряют интерес к ранее привлекательным для них занятиям. Пережитое событие может стать даже причиной остановки личностного развития.

Вот рекомендации, которые помогут поддержать ребенка и легче пережить травмирующие события и войну:

1.Прежде всего вы, как родители, должны позаботиться о своем моральном состоянии. Дети зеркалят состояние родителей. Если родители спокойны, дети вряд ли будут в панике.

2.Необходимо помочь ребенку осознать и понять, что он чувствует, а также помочь безопасно выразить эти чувства.
Для этой цели можно предложить ребенку нарисовать свое настроение красками или цветными карандашами. Не стоит задавать  какие-то рамки и ограничения. Когда он закончит, попросите рассказать о рисунке, поинтересуйтесь, с каким настроением он связывает разные цвета. Слушайте внимательно, задавайте вопросы, поощряйте к продолжению рассказа, чтобы ребенок чувствовал вашу любовь, заботу, спокойствие.

3.Позвольте ребёнку высвобождать злобу и ненависть.
Сейчас и для взрослых, и для детей высвобождать злобу, ругаться, кричать – это здоровая реакция. Поэтому следует позволять себе и детям, это делать. Можно это делать в игровой форме. Поиграйте в игру “Злой бобер”, придумайте злое животное и ведите себя так, как может себя вести это животное. Затем превратиться в хорошее животное. Затем – на человека или кричать в “мешочек для криков” или стакан. Но после проявления злобы следует переключиться на что-то положительное: объятия, теплый чай, добрые слова друг другу.
Слезы и плач – тоже нормально в этой ситуации, поэтому позволяйте ребенку выплакаться. После высвобождения эмоций ребенку будет легче уснуть.

4.Проявите надежность
Следует сказать ребенку, что вы сделаете все, чтобы оградить себя и его от опасности. Что наши военные на страже и сражаются с врагом. Чаще следует обнимать детей любого возраста, чтобы поддержать чувство безопасности.

5.Займите слуховое внимание ребёнка
При звуке сирен у ребенка в нагрузке находится аудиальный канал восприятия, поэтому его нужно чем-то “занять”. Можно петь хором, орать кричалки против русской армии, слушать в наушниках аудиосказки и музыку, играть на гитаре или другом привычном инструменте.

6.Не надо обманывать ребенка и говорить, что ничего не произошло, все хорошо и то, что вы ходите в подвал ночевать, – это такая игра. Лучше честно, но без страшных подробностей сказать ребенку, желательно глядя прямо ему в глаза, какова ситуация. К примеру, сейчас война, это очень опасно для нашей жизни, но тебе нечего бояться, потому что я (или мы с папой) контролируем ситуацию и следим за уровнем опасности. Если мы увидим опасность, мы все уйдем в безопасное место и спрячемся. Тебе нет смысла переживать, потому что мы защитим тебя. Все, что от тебя нужно, – это слушаться и не возражать: если я скажу бежим, ты просто бежишь со мной, все вопросы потом, в безопасном месте. Это позволит ребенку понимать, что ситуация сложна, однако важно действовать как команда, и тогда будет все хорошо.

7.Не пытайтесь привлечь ребенка к урокам очень сильно, если сейчас дети больше проводят времени с гаджетами, это нормально, они интуитивно понимают, что родителей не нужно беспокоить, у них есть другие задачи. И будем честны, у нас сейчас не очень много ресурса для игр с нашими детьми, поэтому давайте будем сейчас добрее к себе и к детям, не заставляя ни себя, ни их делать невозможное – поддерживать довоенный режим жизни.

8.Поощрять ребенка к заботе о ближних (представителях старшего поколения, младших детях, домашних питомцах). Приятные обязанности, ощущение, что «кто-то от меня зависит», «без меня не справится», «я нужен кому-то», являются дополнительным ресурсом для совладания с возможным стрессом.

9.Стараться поддерживать режим дня ребенка (сон, режим питания).
Чаще давайте ребенку возможность получать радость, удовлетворение от повседневных удовольствий (вкусная еда, общение с друзьями по телефону и т. д.).

10.Часто говорите ребенку “я тебя люблю”.

Сил всем нам и мирного неба!

#ужизнинетчерновика