face1
face2

Вопрос психологу: что делать, когда Вашего ребенка дразнят в школе?

images_2

Все дети порой ведут себя не так, как нам бы хотелось. Иногда родителям бывает очень сложно выбрать эффективный и подходящий метод дисциплины. Непослушные дети были и есть в любом обществе и при любой системе. Наша задача состоит в том, чтобы выявить причины нарушения дисциплины и создать условия для её корректировки.

Конечно, Вы можете отмахнуться и попросить малыша не обращать внимания, забыть. Но такое поведение неправильное. Если другие дети с легкостью могут обидеть ребенка, значит у него низкая самооценка, он не уверен в себе. О детской самооценке мы поговорим в следующей статье, а сейчас нам надо узнать, на какие моменты следует обратить внимание родителям, чтобы помочь сыну или дочери, если они узнали, что их ребенка дразнят в школе. Вовремя оказанная помощь хорошо отразится на развитии Вашего чада, что упростит в дальнейшем жизнь ему и Вам.

Во-первых, как правило, в любом сообществе, особенно в детском, человека не принимают, если тот каким-то образом не совпадает с его большинством по интересам, взглядам, мироощущению, поведению, внешнему виду. Из-за несовпадения интересов возникает определенный конфликт, столкновение, в результате которого кто-то не вписывается в данный конкретный социум. У детей, подростков вообще очень развит стайный инстинкт, и если один начинает по внешнему виду или поведению выбиваться из общей массы, «стае» это не нравится.

Во-вторых, Ваш ребенок в силу особенностей своего характера может быть недостаточно общительным и коммуникабельным. А когда ребенок не умеет общаться, не умеет налаживать отношения, он вызывает раздражение окружающих его ровесников. Конечно, ни один ребенок не заслуживает пренебрежительного отношения к себе, но некоторым далеко не всегда удается проявить в коллективе свои сильные стороны, а сверстники куда охотнее обнаруживают его слабости. Поводом для возникновения неприязни могут стать внешность, особенности поведения. Если, например, ребенок меньшего роста, страдает лишним весом или, например, он рыжий или носит очки — все это может стать поводом для обид. Легкой добычей для любителей поиздеваться становятся обидчивые дети, насмешки достаются плаксам, застенчивым, неуверенным в себе и слабым детям.

Еще больше советов от детского психолога здесь.

Какие качества воспитывать, чтобы Вашего ребенка не обижали?

Вспомните песочницу: каких детей больше м всего тане любят? Жадных, которые не дают играть в свои совочки, ведерки и лопаточки: «Это моя машинка, не смей трогать!» Агрессивных, которые из-за мелочи бросаются в драку. Ябед, тех, которые чуть что, бегут жаловаться: «Вот этот взял мою игрушку, он меня обижает, накажи его», то есть, по сути, совершают предательство. Сверстники перестают им доверять. Не любят и не захотят иметь в друзьях эгоистов. Тех, кто считает себя центром игры, кто играет только по своим правилам, навязывает свое «Я» окружающим. Ведь дружба, особенно детская — понятие командное: ты должен уметь взаимодействовать с другим человеком, а не «тянуть одеяло на себя»! А еще не любят, когда пытаются навязать свою дружбу, в дружбе всем хочется общаться на равных.

Вот эти «правила песочницы» абсолютно применимы к любой общине, детской и взрослой, но они формируются именно в детском возрасте: умение дружить, умение общаться, умение взаимодействовать с другими, умение бороться со своими слабостями: жадностью, агрессивностью, обидчивостью…

Говорят, дети — наше отражение и продолжение. В чем вина родителей?

Очень часто детские проблемы коренятся в семье, в неправильном родительском воспитании. В основном, конфликты со сверстниками бывают у детей из неблагополучных семей, где к ребенку плохо относятся, унижают и оскорбляют. В школе такие дети или очень агрессивные, или очень подавлены — и это «заслуга» родителей. Можно заметить несколько крайностей в родительских установках.

Первая — это подавление личности ребенка. В результате ребенок воспринимает весь окружающий мир как нечто очень враждебное, чем вызывает у окружающих детей и раздражение, и насмешки. Он может и наоборот, озлобиться и начать сгонять семейные обиды на своих более слабых сверстниках.

Вторая крайность — гиперопека. Когда родители от всего ограждают чадо, не дают ему никакой инициативы, не разрешают ни с кем общаться. Ребенок начинает потенциально бояться всех, кроме родителей, немного «пальцем ткнут» — он сразу плачет.

Еще одна крайность — это воспитание эгоиста, маленького тирана, вокруг которого обычно вертятся все дома, чего он требует и от окружающих детей. Когда родители сталкиваются с проблемой, которую мы обсуждаем, они, в первую очередь, должны обратить внимание на себя, подумать, где и что они потеряли. Вообще-то, родительская задача состоит в том, чтобы подготовить ребенка к самостоятельной жизни, в которой ему придется встречаться с разными людьми. Учите ребенка относиться к другим искренне, без камня за пазухой, приветливо, по-доброму, но без подхалимажа. Тогда к нему будут тянуться другие дети.

Первое родительское побуждение — грудью встать на защиту своего ребенка.

Правильнее в этих случаях не спешить наказать обидчика. Сначала нужно постараться понять, почему это произошло: то ли ребенка действительно надо защитить, то в его собственном поведении что-то неладно. Если, не разобравшись, призовем обидчика к наказанию — дети если не явно, то тайно постараются отыграться на Вашем ребенке!

К теме: Детское здоровье

Многих интересует вопрос, стоит ли ребенка учить давать сдачи, драться?

Нет ничего плохого в том, чтобы научить ребенка давать отпор. Но ребенка надо учить защищаться, а не драться. Постарайтесь донести до него древнюю мудрость «Лучший бой — это тот, который тебе удалось предотвратить!», что силу нужно использовать для обороны, а не для нападения. Важно научить ребенка умению самому постоять за себя, без помощи взрослых, и тогда в жизни он избежит многих проблем.