face1
face2

Помощь родителей в адаптации ребенка в школе.

image_school

Большинство первоклассников приходят в школу из детского сада. Там были игры, прогулки, спокойный режим, дневной сон, всегда рядышком воспитательница. В школе все по-другому: здесь — работа в достаточно напряженном режиме и новая жесткая система требований. Для того, чтобы приспособиться к ним, нужны силы и время.

Не смотря на то, что все дошкольное детство, так или иначе, шла подготовка к школе: в детском саду или на развивающих занятиях ребенок учился взаимодействовать с детьми и другими взрослыми, получал определенные знания — родителю важно понимать значимость родительской помощи в этом вопросе.

Откуда же берутся проблемы с адаптацией? На самом деле все достаточно очевидно: в жизни ребенка в один день меняется практически все. Игры отходят на второй план, день начинается с совершенно новой и не привычной для него деятельности – обучения.

Он попадает в новую среду, где сталкивается с огромным количеством новых людей: учеников и учителей. И со всеми ему нужно выстроить отношения. И если со сверстниками все более или менее ясно, хотя тоже не просто, то взаимоотношение с учителем – это что-то принципиально новое. К тому же на уроках малыш вынужден соблюдать массу незнакомых ему правил, многие из которых выполнить физически сложно.

Трудности, которые сразу становятся видны и родителям, и педагогам:

— потребность в постоянной опоре на подсказку или совместное выполнение уроков;

— сложность в понимании домашнего задания и алгоритме его выполнения;

— частая отвлекаемость внимания при выполнении домашнего задания;

— неспособность управлять своим поведением на уроках, переменах;

— трудности в общении с одноклассниками, учителями;

— ложность в запоминании материала, даваемого на уроках (ребенок его не помнит, не может рассказать часть содержания и т.д.);

— выполнение домашнего задания занимает полдня;

— самостоятельное чтение вызывает недовольство и нежелание;

— ребенок быстро утомляется в процессе выполнения домашнего задания (становится вялым, невнимательным, начинает зевать, жаловаться на головную боль и др.);

— ухудшается самочувствие, снижается активность, внимание, изменяется поведение с началом школьного обучения.

— изменения в поведении ребенка, снижение работоспособности и качества работы;

— повышенная утомляемость;

— двигательная расторможенность или, наобо¬рот, вялость, сонливость;

— снижение сопротивляемости (появление час¬тых простудных заболеваний);

— неврозоподобные расстройства (навязчивые движения, страхи, беспокойный сон, неустойчи¬вость настроения)

— жалобы (головная боль, тошнота, боли в животе и т. п.);

Помощь родителей

Для малыша очень важна эмоциональная поддержка родителей. Мама или папа должны разъяснить ребенку что с ним сейчас происходит. Например: «Тебе сейчас непросто, так как приходится привыкать к новой обстановке. И ты чувствуешь себя растерянным, тебе грустно, тяжело, приходится много работать на уроках и дома. Но так будет не всегда, когда ты привыкнешь, тебе будет гораздо легче и ты увидишь, что в школе есть много плюсов. Новые друзья, например». Детям очень важно называть их чувства, тогда уровень тревожности снижается. Можно рассказать о своих переживаниях в детстве, когда вы пошли в школу или когда устраивались на новую работу.

Для ребенка очень важна помощь в подготовке уроков. Необходимо организовать режим дня так, чтобы у ребенка было время для отдыха после школы. Кстати, в первые месяцы дети могут даже начать спать после уроков. Это, на самом деле, оптимальный вариант, позволяющий снять нервное напряжение. В любом случае, после школы нельзя нагружать ребенка другими занятиями, пусть малыш сначала отдохнет. В идеале это время нужно провести с ним вместе, занятья тем, что он действительно любит.

Только после этого можно приниматься за выполнение домашнего задания. Рекомендуется делать уроки с перерывами. Проясните для себя, какое время ребенок может сосредоточенно заниматься и через этот промежуток делать перерыв. Если он может сохранять внимание в течение пятнадцати минут, а дальше выключается, значит, надо делать перерыв через каждые пятнадцать минут. Но и перерывы должны быть четко регламентированы по времени. Задача родителя следить за соблюдением выбранного режима.

И, наконец, самое важное. Работайте со своими чувствами. Не возлагайте на детей высоких ожиданий. Часто бывает, когда ребенок не справляется, у родителей возникает злость, потому что он не соответствует их ожиданиям. Или чувство неполноценности, что они не смогли воспитать идеального, умного, послушного ребенка. Родители начинают давить на детей, ругать их, а это еще больше осложняет им жизнь в период адаптации. Каждый родитель чего-то ждет от своих детей: высоких оценок, прилежного поведения, конкретных действий. И далеко не всегда дети оправдывают эти ожидания. Особенно в период адаптации к школе.

В возрасте 6-7 лет дети особенно чувствительны к реакции родителей и окружающих на их поведение, на их способности и возможности. Неудачи и провалы ребенок воспринимает наиболее остро. Кстати, именно поэтому в первом классе не ставят оценок. Слишком велик риск сломать ребенку психику.

Родителям важно понимать, что невозможно стать учеником в один прекрасный момент. Должно пройти время, прежде, чем Ваш малыш станет настоящим школьником. Время и Ваша поддержка и любовь!!!